Очарованный блюзомСтатья по мотивам интервью газете «Самарово-Ханты-Мансийск". Апрель 2011 года Одним он известен как блестящий аналитик, работающий в одном из окружных департаментов, другие знают его как Эли Бородэрла, третьим довелось слышать его необычные стихи и блюзы. И все это – Илья ВЕРХОВСКИЙ. Музыкант, поэт, разрушитель музыкальных традиций и изобретатель новых жанров. Рассказывать о его песнях столь же бесполезно, как и пытаться с ходу пересказать содержания любого битловского альбома. Их просто нужно слушать. И хоть возможность такая выпадает не столь часто, но при желании, знакомствах или же наличию ЖЖ можно узнать – где и когда будет выступать «Оркестр ханты-мансийского спиритуального блюза Ильи Верховского сотоварищи». Например, 14 апреля в Арт-Кафе случился концерт «И на прощанье я налью тебе чай…». По словам самого Ильи, все начиналось достаточно интересно. Где-то около семи лет назад он собрал состав под названием «Баррэлхаус блюз бэнд», чтобы впервые в Ханты-Мансийске играть живой блюз. В ту пору его соратником стал один из лучших гитаристов города Дмитрий СКОСЫРЕВ. Концерты были довольно редкими, и основную их часть составляла довольно «тяжелая» музыка - произведения Стиви Рэя Воэна, Джимми ХЕНДРИКСА и «Led Zeppelin». Но параллельно с этим были попытки вставлять в выступления и негромкие по своему звучанию блюзовые композиции. Спустя какое-то время Илья стал исполнять на концертах еврейские песни, написанные на языке идиш. На его взгляд, они весьма созвучны по настроению с песнопениями, которые пришли к нам из Нового Орлеана. Так и родилась идея сольного акустического проекта «Оркестр русско-еврейского блюза Эли Бородэрла». Потом были приглашения выступить в Сургуте, в Иерусалиме… Но мысли о музыкальном коллективе, который бы мог одинаково хорошо играть негритянскую, еврейскую, русскую и даже цыганскую музыку постепенно начинали воплощаться наяву. Совершенно случайная встреча с саксофонистом Олегом ЗИКРИНСКИМ, который тоже хотел играть «музыку праздника», позволила сделать первый шаг к созданию подобного бэнда. В итоге на свет появился «Оркестр ханты-мансийского спиритуального блюза Ильи Верховского сотоварищи». Он сразу был необычен во многом. Никакой камерности и темноты залов, в которых не видны глаза зрителей. Даже выступления оркестра нельзя назвать концертом в чистом виде. Это и беседа, и лекция, и рассказывание историй о происхождении той или иной песни, о творчестве того или иного музыканта. Помогают в этом Илье Верховскому прежний опыт работы музыкальным журналистом и вследствие этого - детальное знание истории блюза. За основу программ выступлений был взят в первую очередь ранний новоорлеанский джаз. За ним идет спиричуэл (духовные песнопения, самое известное из которых знаменитая «Let My People Go»). И такой выбор не случаен. Есть, по мнению Ильи, у евреев, русских и негров одна общая особенность – петь грустные песни на веселый мотив. Да и сам блюз, по большому счету, это смех сквозь слезы. Многие говорили ему – «Старик, петь блюз в Хантах, да еще и на английском – это гиблое дело. Не поймут». Однако всего одна песня может опровергнуть тысячи скептических доводов. Да лица слушателей тоже о многом говорят. В последнее время Илья сотоварищи открыли для публики еще одну сторону своего творчества. В стройный ряд уже апробированных стилей они умудрились добавить и танго. Да взять хоть знаменитую «Besame Mucho"! Вот таким образом и происходит перетекание одного жанра в другой, не портя общую атмосферу концерта. Услышать в Ханты-Мансийске хорошую, добротно сыгранную музыку можно. Просто нужно знать – где и когда. И если вам хотя бы раз удастся посетить концерт Ильи Верховского и его сотоварищей, то наверняка захочется узнать – почему, свозь синтетику современных звуков и фуззовые крики гитар, все же удается пробиться и навсегда завладеть вашим сердцем такому грустному блюзу далеких чернокожих потомков сборщиков хлопка. И почему от гершвиновской колыбельной хочется плакать, а не спать… Иван БЕЛОУСОВ
Арт-галерея СКИЦЦЕ, Иерусалим, 10 марта 2008 г.Интервью с Ильей Верховским http://skizze-gallery.livejournal.com/21535.html ЭЛИ БОРОДЕРЛ О ГИТАРЕ ПО ИМЕНИ МАШЕНЬКА, ВСЕМИРНОМ ЯЗЫКЕ ИДИШ И ЧЁРНО-БЕЛЫХ ДИСКУРСАХ ЦЫГАНСКОГО БЛЮЗА- Значит, «Оркестр русско-еврейского блюза Эли Бородерла». Ну, поехали. Почему оркестр? -Потому что у меня есть правая нога. А на ней надет чёрный ботинок. И этот ботинок стучит по полу – тук-тук-тук! Значит, барабаны мне уже, в общем, по барабану. Ещё у меня есть 12-струнная гитара. Гитара не простая, а хитрая. Вот древние и средневековые кельты, германцы и иже с ними называли свои волшебные мечи по именам. Чёрные блюзмены – называли уже свои гитары по именам – у Би Би Кинга, например, была гитара «Люсиль». Вот, а мою 12-струнку зовут Машенька. На ней так и написано латиницей «Я Маха». А по-еврейски я её называю Машкеле. Или – когда праздник и хочется выпить – просто – а биселе Машке! Машкеле хорошая, но иногда бывает расстроенная или капризная. Любит, чтоб её гладили. И тогда – мурлычет и звенит. И я придумал специальную такую виртуозную гитарную технику для неё – чтобы играть ритм и соло и бас одновременно (до меня в этих звуковых пространствах играли только двое – чёрный техасец Лайтнин Хопкинс и белый нью-йоркец Юрий Наумов) . И Машенька радуется. И я вместе с ней. А ещё у меня есть столовый кухонный нож. Это совершенно на всякий случай. Скользить по струнам. Если Машенька взбунтуется до истерики. Знаете – все эти женщины на грани нервного срыва… И ещё есть губная гармошка. Но если на ноже я умею играть, то на гармошке - нет. Зато я на ней песню сочинил. На трёх языках, между прочим. И вы ещё спрашиваете почему у меня оркестр? -Хорошо. Тогда к слову о трёх языках. Почему русско-еврейского? -Потому что не экимосско-корейского. Я кто? Я – русско-еврейский человек. Все мои отцы и праотцы до Аврума, Ицхока и Янкева были евреи. А все мои матери, и праматери – до Василисы Премудрой и сестрицы Алёнушки – были русские. Поэтому я сам по себе, в некотором роде – кросскультурный феномен, синтезирующий русское всечеловечество с всечеловечеством еврейским. И - о языках – тут тоже всё просто – русский язык знаю и помню я, а идиш – знает и помнит меня. -А откуда у тебя в Ханты-Мансийске завёлся идиш? -От бессонных глаз… Ниоткуда. Свалился с неба, я думаю. Со мной, 5-летним на идиш говорила только прабабушка Люба. Дедушка Ося в моём юном возрасте научил меня одному слову, зато хорошему – «фидалэ», «скрипочка». Потом я вырос и вместе с рок-н-роллом и блюзом немножко стал слушать еврейских песен на идиш. А потом у меня само собой стало много друзей в интернете, с которыми мы на идиш переписывались. И лет пять назад я понял, что идиш во мне ожил. Весело подмигнул и состроил хитрую рожицу. И я стал переводить. Ицика Мангера и Шике (Овсея) Дриза в основном – из классической еврейской поэзии – и традиционные песенные тексты. Точнее, я это называю не перевод, а перемурлыкивание. Есть такое слово на идиш – «мурмл» - «бормотание». Вот, я хожу себе – бормотаю, мурлыкаю. И перемурлыкиваю… Йидалэ со скрипкой,У Бэрелэ - контрабасИ вся-то жизнь их – песенкаО чём?О всех о нас.Так им ли быть в печали?Зайт фрейлах!*В добрый час!______________________________ *Будьте веселы, не стоит печалиться!
-Так, с русским и еврейским понятно. А почему блюз? -Потому что это самый верный дискурс. Клезмер – и блюз. Неблизнецы, но братья. Каждый свои истории говорит, и тем бесценен. Так вот, о блюзе. О неграх и евреях. О людях с общей судьбой. Речь идёт о некоей культурной матрице, об архетипе ИЗГОЯ, ЧУЖОГО, МАРГИНАЛА. Последние 5 веков у афроамериканцев и евреев этот архетип общий - и очень сходный. Запрет-невозможность ассимиляции, абсолютно закрытое внутреннее ядро культуры и сакральной традиции – и абсолютно открытые, синтезирующие множество культур, каналы коммуникации с внешним миром. Я бы сказал так – блюз, соединив госпел, спиричуэл, уорк-сонг, рэгтайм, ковбойские песни, йодли и т.д. – то есть чёрную традицию с белой (это блюзовые шахматы!) вместе с джазом создали язык мировой музыки 20 века. А клезмер, соединив славянские, румынские, венгерские, греческие, в общем, восточноевропейские локальные музыки – создал великую советскую музыку. Которой больше нет. И нельзя забывать ещё об одном уникальном дискурсе. Это евронегры или негроеврепейцы – цыгане. Феноменально влияя сразу на всё: на блюз и джаз – через Джанго Рейнхарда, на клезмер (в составе ранних клезмер-капелл были и цыгане) и русско-советскую музыку – через стилизованную кабацко-романсовую традицию и отдельных самородков вроде Алёши Димитриевича. То есть, цыганская музыка Алёши, например – это чистый цыганско-еврейский блюз по-русски. Это человеческая экзистенциальная тоска по Абсолюту. Чего и вам. И я хочу сказать вам ещё очень важную вещь. Знаете, вот Гитлер очень чётко обозначил, с точки зрения своей расовой теории три культуроразрушающие расы: евреев, негров и цыган. И расу недочеловеков-славян. А Ницще ещё раньше сказал, что когда идёшь к женщине, нужно брать с собой плётку. И ещё - что скажет женщина, делать всё наоборот. Гитлер был похож на истеричную женщину, это раз. Вот плёткой истории по Третьему рейху и схлопотал. А я – как раз делаю всё наоборот. Это два. Да, евреи, негры, цыгане и русские. Да, кросскультурный перформэнс. Да, распознавание зловещего в современном дискурсе. Да, акробатические номера, ибо в перевёрнутом мире, стоя на голове – ты ближе к Верхнему Миру. Да, концерты-лекции с элементами импровизационного этно-театра. Да, Игра. Да, всерьёз. Да, чтоб вам было не скучно и чтоб вы были здоровы. Блайбт лихтик. Оставайтесь светлыми. Это «Оркестр русско-еврейского блюза Эли Бородэрла». |
|
© magetona
|